Панкратион (греч. παγκράτιον) — древнегреческий рукопашный бой, в котором динамично сочетались удары при помощи рук, ног и техника борьбы, в том виде в котором она сложилась на тот момент. Слово панкратион состоит из двух греческих слов, таких как пан и кратос, что означает в примерном переводе — «всей силой». Считается, что этот вид состязаний был введен в состав Олимпийских игр в честь национального героя Греции, мифического основателя игр Геракла. Один из двенадцати подвигов которого состоял в том что он смог одолеть Немейского льва, только задушив его, так как его шкура была неуязвима для любого оружия.
Панкратион-история возникновения
В программе древнегреческих олимпийских игр этот своеобразный и по своему эффективный вид единоборств панкратион появился значительно позже чем борьба и кулачный бой. Считается, что он был включен в состав игр только на 33 античной олимпиаде в 648 году до нашей эры. Данное обстоятельство позволяет отдельным исследователям предполагать, что толчком его возникновению стали слишком частые нарушения правил в соревнованиях как по борьбе так и по кулачному бою. Что в итоге и привело к созданию единоборства практически с полным отсутствием ограничений и каких-либо правил.
Панкратион-борьба без ограничений
Действительно, главной отличительной чертой панкратиона было то обстоятельство, что в нем практически отсутствовали какие-бы то ни было ограничения. Достоверно известно, что спортсменам запрещено было лишь кусать и царапать друг друга. Судья, конечно же, на состязаниях присутствовал обязательно. Главная задача его как арбитра была в том, чтобы не мешая соперникам, не допустить на соревнованиях смертельного исхода или тяжелого увечья. Что впрочем случалось не всегда.
К примеру знаменитый атлет — Арихион из Фигалеи, как свидетельствуют исторические источники, был задушен на 54-й Олимпиаде. Он скончался во время поединка, выигрывая состязание на Олимпиаде в панкратион в очередной, уже третий по счету раз. Однако даже мёртвым он был признан победителем. Так как его соперник, не догадываясь о его смерти, признал своё поражение, не в состоянии стерпеть боль от сломанного Арихионом во время борьбы большого пальца на ноге. Тело погибшего Арихиона увенчали лавровым венком под аплодисменты зрителей. Для того, чтобы вовремя остудить пыл вошедших в раж бойцов арбитр был вооружен палкой, которую не задумываясь пускал в ход.
На одной из древних греческих ваз изображены бойцы, один из которых пытается выдавить пальцами рук глаза противника. Это было то немногое, что запрещено правилами панкратиона. Другой боец старается разорвать сопернику рот, а рядом с ними судья, который уже изготовился ударами палки урезонить противников.
Панкратион способы борьбы
Одно из отличий панкратиона от других видов борьбы состояло в том, что в нём активно применялись приемы борьбы на земле после падения одного или обоих соперников. Борьба на земле заканчивалась не по причине какого-то заранее оговоренного правила проведения поединка. Как например, после троекратного броска с касанием земли одним из борцов любой частью своего тела кроме ступней ног в античной борьбе. Она прекращалась только по причине отказа одного из противников от продолжения поединка. Основная задача схватки была в том, чтобы достичь такой ситуации, когда соперник физически не смог бы продолжать бой;
- травма,
- болевой прием,
- удушение.
Сигналом к капитуляции обычно являлся поднятый вверх большой палец руки или же похлопывание соперника по телу. Для достижения капитуляции разрешались удары кулаком или открытой ладонью по всем участкам тела, рук и ног. Также в панкратионе широко практиковались удары;
- ногой,
- ступней,
- коленями,
- приемы удушения,
- выкручивание суставов.
Борьба панкратион шла без защитных ремней и перчаток, что несомненно облегчало возможность произвести захват.
Удары ладонью и кулаком в панкратионе
Удары открытой ладонью в панкратионе часто были предназначены для того чтобы создать ситуацию облегчающую проведение определенного приема из арсенала борца. Следует учесть и тот факт, что удары кулаком в панкратионе не были такими же сильными и эффективными, как это было в существующем в то время кулачном бою. Особенно это касается тех случаев, когда их целью была голова. Повреждения рук, вследствие удара, особенно суставов пальцев вполне предсказуемые в этом случае, могли привести к прекращению поединка. Ровно так же как и в соревнованиях по кулачному бою, если бы руки бойцов там не были бы защищены ремнями. Известно что порой бой заканчивался из-за того, что один из бойцов поочередно ломал противнику пальцы рук. Такое окончание поединка не запрещалось, а напротив, приветствовалось судьями и зрителями.
Ещё один известный античный чемпион Сострат из Сикиона имел прозвище Пальчик. Он был победителем трех Олимпиадах (начиная со 104-й), и его коронным приемом было захватить и сломать фаланги пальцев в суставах противнику.
А вот в защите, удар кулаком, скорее всего, имел гораздо большее применение чем в атаке. Даже в тех случаях когда спортсмен мог получить серьезную травму руки. В безвыходных ситуациях, когда атлет «попадал» на удушающий или болевой прием, в панкратионе удар кулаком по болевым точкам мог быть одной из последних возможностей уйти от неизбежного поражения, например;
- в нос,
- висок,
- подбородок.
Когда острая необходимость заставляет спортсмена при помощи удара кулаком или ладонью избавить себя от нестерпимой боли в максимально выкрученном суставе, он обязательно сделает попытку нанести такой удар. Даже если он рискует заплатить за это серьезной травмой руки. Точно такая же ситуация возникает и при проведении приема на удушение, когда у спортсмена возникает страх смерти от удушья, он даже не думает о возможных повреждениях рук.
Захват снизу в панкратионе
Одним из основных и эффективных приемов греко-римской борьбы панкратион являлся захват снизу. Однако правила Панкратиона или скорее полное их отсутствие, значительно усложняли возможность проведения этого приема. Если бы боец с помощью такого захвата предпринял попытку приподнять соперника, то результатом мог бы стать упреждающий и мощный удар кулака в открытое лицо нападающего. Но обе руки его использовались в захвате, что могло;
- свести на нет все его усилия,
- получить серьезное повреждение,
- осложнить его дальнейшие атакующие действия,
- поставить под вопрос возможность продолжения поединка.
Эти удары были несравнимы по своей силе с ударами бойцов кулачного боя. Так как поднятый в захвате атлет не имел точки опоры и вкладывал в удары всего лишь силу рук и плечевого пояса. Тем не менее их силы было достаточно, для того чтобы ввести соперника в такое состояние, в котором он практически наверняка ослабил бы хватку и рисковал при этом попасть в опасное для него положение.
Броски в панкратионе
Проведение броска в панкратионе так же имело свои сложности. Предшествующий броску наклон головы для защиты от возможного захвата за шею, достаточно легко было остановить предупредительными ударами рук. Даже если кому-то из борцов удавалось произвести захват соперника для броска, его противник всегда имел достаточно возможностей для нанесения ударов ногами в голову и лицо нападающего. Тем самым заставить его отказаться от проведения приема. Если нападающему все же удавалось провести результативный бросок противника на землю, то для упавшего, в соответствии с правилами панкратиона, данное падение не означало проигрыша боя, как это был в греко-римской борьбе. Напротив, это был просто переход к наиболее зрелищному и результативному этапу поединка, борьбе в партере.
Панкратион борьба в стойке
Итак, чем же все-таки отличалась борьба в панкратионе от древнегреческой борьбы, когда оба соперника были в вертикальной стойке? Опасность, с которой была сопряжена для панкратиаста попытка захвата соперника двумя руками, требовала от него прежде всего предотвратить угрозу ударов;
- руками,
- кулаком по голове,
- другим болезненным частям тела.
То есть спортсмену необходимо было предпринять все возможные действия для того, чтобы обезвредить руки соперника. Это можно было сделать, захватив противника за руки и этим самым хоть как-то обезопасить себя от его возможных ударов и приемов. Гораздо чаще случалось, что бойцу удавалось схватить всего лишь только одну руку противника. Вероятнее всего делалось это обеими руками. Потом, для того чтобы избежать ответного удара кулаком, избежать которого в таком положении было гораздо сложнее, чем в обычном кулачном бое. Он должен был очень быстро, практически мгновенно, перевести соперника в такое положение, чтобы тот не имел возможности ударами рук сорвать проведение приема.
Этого можно было добиться, к примеру, если резким движением завести захваченную руку в такое противоестественное положение, при котором противник предпочел бы сдаться, чем терпеть сильную боль. К примеру, завернуть его руку за спину, продолжая загибать ее вверх — например, по направлению к затылку. Если противник оказывается, вследствие болевого приема, наклоненным вперед или же стоящим на коленях, тогда практически ему ничего другого и не остается.
Однако если же он очень терпелив и не хочет признавать поражение — в таком случае у нападающего имеется неплохая возможность удерживать соперника в этом неудобном положении одной только рукой. Другую же использовать для проведения другого приема, например слегка придушить соперника. Данная ситуация представляет собой, одну из немногих в панкратионе возможностей победить уже в самом начале, во время борьбы в стойке. Такое развитие событий все же представляется очень даже маловероятным, по всей видимости гораздо чаще поединок все таки завершался в партере.
Борьба на земле в панкратионе
Борьба на земле обычно означала падение обоих панкратиастов. Причем, очень важно, что в панкратионе абсолютно не имело никакого значения, действие которого из атлетов привело к падению. В этом и было одно из знаковых отличий панкратиона от греко-римской борьбы. Обоюдное падение в этом поединке еще ничего не значило. Поэтому если считать, что приемы, которые приводили к нему в панкратионе достаточно маловероятными, то, скорее всего, совсем по другой причине. Бросок всегда предполагает захват определенным образом тела противника. Причем в греко-римской борьбе нападающий не опасается в ответ получить удар, так как удары прямо запрещены правилами.
Бросок через плечо в панкратионе
В панкратионе напротив, такой захват легко предупредить, нанеся действенный удар кулаком. Значит есть все основания предположить, что в панкратионе броски, также как и захваты снизу, были скорее маловероятны и, к тому же, очень даже небезопасны. Поскольку противодействие им было чересчур эффективным.
У панкратиаста, схватившего соперника, за руку или кисть, в случае, если соперник был достаточно силен, а собственных сил не хватало, для того чтобы прибегнуть к выкручиванию суставов, была в арсенале только небольшая группа приемов-бросков. Из которых по видимому, основным был только бросок через плечо. Провести его было возможно, надежно ухватив соперника за руку. Такими эффектными бросками через плечо скорее всего и производился переход от борьбы в вертикальной стойке к борьбе лежа — в партере.
Панкратион на изображениях
Просматривая изображения данного приема на античных вазах, можно лишь предполагать, изображен ли здесь эпизод соревнования панкратион или же это один из приемов греко-римской борьбы. Скорее всего правильный и однозначный ответ на этот вопрос мы не узнаем уже никогда. Помочь может разве что изображение быстроты и динамики, с которой производился бросок. Если только эта быстрота и стремительность явно отражена на рисунке благодаря мастерству художника.
Борьба в вертикальной стойке в панкратионе не была ограничена только выкручиванием суставов рук и броском через плечо. Существуют древнегреческие рисунки и скульптуры на примере которых показаны другие приемы из панкратиона. Они рассказывают о том, что спортсмены имели для нападения и другие возможности, например, захват руки или части тела противоборствующего атлета с одновременным ударом кулаком. Вместе с тем, то что изображено, скорее всего является;
- промежуточными этапами борьбы,
- отвлекающими маневрами,
- финтами или просто попытками уйти от приемов соперника.
Отличия панкратиаста от бойца кулачного боя
Глядя на сохранившиеся рисунки, атлета-панкратиаста по физическому сложению его можно поставить посередине, между античным кулачным бойцом и классическим греческим борцом. Некоторые исследователи считают что он был несколько тяжелее кулачного бойца, но, в то же время, не отличался его замечательной гибкостью и быстротой. Однако он не был похож и на классического борца, так как имел значительно меньший вес и более мягкий рельеф мышц. Но вместе с тем, он отличался высокой подвижностью, быстротой и ловкостью. Фигура классического борца, это телосложение которое воплощало в себе большую массу и физическую мощь. Сделать внешний вид панкратиаста более изящным и грациозным, должны были;
- свободный и открытый стиль боя,
- предпочтение толчкам и броскам, чем захватам.
Зачастую абсолютно непредсказуемые варианты перехода к борьбе в партере, реагировать на которые спортсмен мог только чрезвычайно быстрыми и ловкими движениями тела. От кулачного бойца мастер панкратиона вероятнее всего отличался гораздо большей подвижностью бедер. Это было необходимо для проведения бросков как при борьбе в стойке, так и специфическими особенностями борьбы на земле, в партере. Тем не менее общепринятые мнения имеют и свои исключения. Известно что в соревнованиях по панкратиону успешно выступали как мастера кулачного боя, так и мастера борьбы, притом побеждали в соревнованиях и те и другие. Подробное рассмотрение отличительных особенностей панкратиона как боевого искусства, обусловлено несколькими аспектами:
- Панкратион, наряду с кулачным боем и борьбой, однозначно одно из первых и по-настоящему эффективное боевое единоборство.
- Боевые искусства многих народов Европы, Индии и Ирана являются его производными и многое почерпнули из его технического арсенала.
По одной из версий, которая представляется вполне возможной, во время Индийского похода, воины Александра Македонского познакомили с приемами панкратиона жителей Индии. И уже оттуда, возможно, берут свои истоки китайское ушу и японское каратэ.
Больше историй
Каратэ для женщин
Методы боя с борцом
Шаолиньское кунг-фу